Тема 9. Функции управления.

Современное научное управление предполагает разделение всего процесса управления на самостоятельные, обособленные, но взаимосвязанные виды деятельности. Каждый вид такой деятельности носит название функции. Т.об. распределение обязанностей между органами управления и отдельными работниками получила название функционального разделения обязанностей. Необходимость функционального подхода к управлению вытекает из объективных условий разделения труда, а также из сложностей и многообразия специализированной деятельности аппарата управления. В современной концепции управления такое распределение должностных обязанностей ближе всего подходит к понятию управления как к процессу, т.е. это понимается как выполнение повторяющихся операций и процедур в определенной последовательности и с соответствующим обеспечением современными средствами управления и компьютерными технологиями.

В научной литературе обосновываются несколько методических подходов к выделению функций управления. Можно встретить таких функции:

  1. прогнозирование,
  2. планирование,
  3. программирование,
  4. проектирование,
  5. подготовка и принятие решений,
  6. руководство,
  7. координация,
  8. регулирование,
  9. согласование,
  10. распорядительство.

Здесь нет четкой концепции, которая подтверждала бы возможность отнесения перечисленных видов управленческой деятельности к самостоятельной функции управления. Современная наука по управлению накладывает более четкие ограничения на понятие "функция" и выделяет весьма ограниченный состав функций. Сторонники западного менеджмента, в частности Мескон, выделяют 4 функции управления:

  1. организация,
  2. планирование,
  3. мотивация,
  4. контроль.

В российской науке об управлении сложилось несколько иное, но близкое понимание функций управления. Сущность и содержание каждой из названых функций в западном менеджменте можно представить в следующей сравнительной таблице.

Содержание функций управления.

функции

в западном менеджменте

в российском менеджменте

1) организация Организовывать - значит создать структуру. Существует много элементов, которые необходимо структурировать. Одним из них является работа, т.е. конкретные задания к организации. Организация работы определенным образом позволяет группе работников добиться гораздо большего, чем они могли сделать без должной организации. Другим важным аспектом организации является определение кто именно должен выполнить каждое конкретное задание. Руководитель подбирает людей для работы, делегирует им полномочия. Эти субъекты делегирования принимают на себя ответственность и считают себя подчиненными по отношению к руководителю Это соединение работников со средствами производства, определение места и роли каждого в системе управления. Организаторская деятельность управленческого работника считается центральным звеном в системе управления, охватывает широкий круг вопросов:
  1. определение управленческих задач,
  2. распределение между руководителями и специалистами общего объёма работ, полномочий и ответственности, системы взаимоподчинения,
  3. распределение работников согласно квалификации по отдельным участкам работы,
  4. построение рациональной, научно обоснованной структуры управления,
  5. принятие управленческих решений,
  6. организационное нормирование работы аппарата управления.
2) планирование Решение о том, какие должны быть цели организации и что должны делать члены организации, чтобы достичь целей.

Функция должна ответить на 3 вопроса:

  1. где мы находимся в настоящее время, т.е. требуется оценить сильные и слабые стороны организации в таких направлениях как финансы, менеджмент, организация производства, трудовые ресурсы и другие подобные вопросы;
  2. куда мы хотим двигаться. Ответить какую цель исследует организация и что может помешать организация прийти к этой цели. Здесь следует вычленить возможную угрозу, которая может возникнуть в окружающей среде, а именно какие конкуренты могут появиться, особенности клиентов, возможная политическая нестабильность, технология производства, сообщения и тому подобные факты.
  3. что должен делать каждый член организации
Осмысление того, что нужно сделать. Составление планов и графиков работ. Российская теория управления предполагает, что планирование имеет соподчиненное отношение к управлению. Это подготовительное действие, цель которой определить программу рационального использования наличных.
3) мотивация Члены организации выполняют работу в соответствии с делегированными им полномочиями или в соответствии с их обязанностями, что должно соответствовать общей цели организации. Мотивация - это создание внутреннего побуждения к действию и является результатом сложных совокупностных потребностей, которые постоянно меняются. Чтобы мотивировать исполнение своих обязанностей сотрудниками и найти такой способ, который должен обеспечить удовлетворение. Функция мотивации как самостоятельная до настоящего времени отсутствовала. В тоже время эту проблему решали через, так называемые, системы материального стимулирования. Сущностью этого управленческого воздействия является разработка научно обоснованной системы. Основной, дополнительной и поощрительной системы оплаты труда. Моральное же стимулирование осуществляется через различные формы нематериального поощрения и таких воздействий как присвоение государственных наград, награждение дарственными предметами.
4) контроль Почти всё, что делает руководитель обращено к будущему. Руководитель планирует достичь цель в заданное время. Непредвиденные обстоятельства могут заставить организацию отклониться от первоначального курса. В этом случае, если руководство окажется неспособным найти и исправить отклонения от первоначального плана, может возникнуть ситуация, при которой будет снижена эффективность работы организации вплоть до банкротства.

Три аспекта контроля:

  1. установление стандартов - это точное определение и формулирование целей во времени,
  2. измерение фактически достигнутых результатов, исполнение их,
  3. необходимость предпринимать своевременные корректирующие воздействия с целью своевременного устранения возникающих проблем.
Функция является завершающей процесса в управлении. Эта функция понимается как система наблюдения и проверки. Фактическое состояние системы управления плановыми заданиями и принятыми ранее управленческими решениями. Конкретными процедурами контроля является анализ, ревизия, обследование, самопроверка. Целью контроля является своевременное выявление объекта управления.
5) координация нет Это процесс, с помощью которого достигается и обеспечивается единство их действия. Она осуществляется по вертикали и по горизонтали. Координация вертикали сверху идет по каналам прямой связи, горизонтальная налаживается между руководителями и специалистами, расположенными на одном иерархическом уровне управленческой структуры.
6) регулирование нет Понимается как постоянное улавливание возмущающих факторов и принятие мер по их ликвидации. Эта функция должна обеспечить деятельность управляемой системы за счет введения противодействующих факторов.

Назад Оглавление Дальше

Сайт создан в системе uCoz