Управление как целенаправленное воздействие на работников, а через них на материально-вещественные элементы производства, сформировали целый ряд приемов и процедур, направленных на достижение поставленных целей. По своему виду и форме воздействия носят разнообразный характер, дополняют друг друга и в совокупности представляют собой определенную систему воздействий или на управляемую систему или на управляющую систему. Совокупность таких воздействий получило название методов управления, а по характеру воздействия они делятся на:
Условное выделение воздействий в группы получило название соответственно 1., 2., 3..
* представляет собой организацию и утверждение норм и положений организации, деятельности предприятия и их первичных подразделений
** разработка регламента (распорядок деятельности фирмы и её подразделений),
*** разработка рекомендаций, в том числе методических, по подготовке различных экономических, финансовых и других документов.
Сущность и содержание каждого из них.
Административные или организационно-распределительные. Это методы прямого воздействия на управляющую или управляемую систему. Они однозначно определяют характер действия нижестоящей подсистемы и строгую отчетность перед вышестоящей. Современное состояние и дальнейшее развитие производственно-хозяйственных систем (ПХС) предполагает, что эти методы не только утратят свое значение в системе производства, но будут приобретать своё дальнейшее развитие, но произойдет определенное смещение их по уровням иерархии, т.е. они будут приобретать всё большее значение на уровне фирмы и наоборот, терять значение на высшем государственном уровне.
Оперативно-распорядительное воздействие выступает в виде прямых указаний, планов направленных на выполнение конкретных поручений исполнителями, системы контроля.
Назначение оперативного управления - своевременно выявлять возмущающие факторы, которые выводят систему из равновесия и при помощи ввода дополнительных ресурсов приводить её в первоначальное состояние. Кроме того возникает необходимость с помощью оперативных мер реализовывать новые программы, проекты и решать различные разовые мероприятия.
В общем виде оперативное управление обеспечивает функционирование фирмы в соответствии с утвержденными планами. Оно заключается в периодическом или непрерывном сравнении фактических результатов с плановыми. Оперативное управление тесно связано с оперативным планированием. При этом термин "планирование" иногда по-разному понимается отдельными теоретиками и практиками управления. Поэтому целесообразно пользоваться следующим понятийным аппаратом:
Планирование включает в себя:
В зависимости от направленности и характера решаемых задач различают три вида планирования:
Для целей оперативного управления в большей степени используется текущее планирование. Оно осуществляется путем детальной разработки оперативных планов. Основными звеньями текущего планирования являются календарные планы (месячные, квартальные, полугодовые). Реализация планов должна всегда увязываться с финансовым планом или бюджетом фирмы.
Кроме текущих планов в оперативном управлении возникает необходимость разрабатывать планы по реализации отдельных проектов или мероприятий. Для разработки планов используют различные методические приемы и методики, которые принято называть инструментарием планирование. Некоторые авторы называют их средствами планирования. Таким общепринятыми методиками планирования являются следующие:
I. Метод планирования ключевых событий.
II. Метод поэтапного планирования.
III. Метод построения полосовых диаграмм.
IV. Метод построения дерева целей.
V. Метод сетевого планирования.
Кроме названных общеизвестных методов в практике появляется необходимость разрабатывать частные методики. Сущность каждого из методов (I-V) в последовательности от простого к сложному следующие.
I. Метод планирования ключевых событий.
В данном методе используется табличная форма плана, в которой указывается в вертикальных столбцах календарные даты наступления ключевого события, наименование собственно ключевого события, а также колонка других событий сопутствующих, соответствующих ключевому событию. Под термином "событие" понимается любое действие или состояние системы и ее элементов.
II. Метод поэтапного планирования.
Отличается от I. тем, что в I-ом ключевые события не фиксировались четко по времени, во втором случае устанавливается строго определенное время достижения ключевого события, а весь процесс разбивается на технологические или логические этапы.
III. Метод построения полосовых диаграмм.
Этот метод позволяет визуально отобразить связь между видами деятельности, их очередностью и выполнением каждого мероприятия во времени. В некотором роде это представляет из себя уже некую систематизацию.
Календарные сроки их выполнения |
||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | .. | ... | ... | ... | ... | n | |
Подготовка задания на проектирование | ||||||||||||
Получение технической условий | ||||||||||||
Проектирование рабочих чертежей | ||||||||||||
и т.д. |
IV. Метод построения дерева целей.
Сущность метода заключается в том, что вначале обосновывается основная цель, дается ей чёткая, логическая формулировка или формулируется миссия, а затем цель развертывается на более мелкие цели, которые становятся в свою очередь самостоятельными целями. Основная цель представляет собой желаемый результат. В основе этого метода лежит принцип развертываемости, соподчиненности и принцип соотносительной важности.
V. Метод сетевого планирования.
Метод имеет строгое научное обоснование и базируется на теории множеств и теории графов. Теоретической сущностью этого метода является разбиение графов на слои. Под графом здесь понимается отрезок, которому дается порядковый номер в соответствии с наименованием мероприятия, которое он отображает.
Практическая значимость метода в том, что он имеет математический аппарат, который упорядочивает графы (цели).
Этот метод позволяет обосновать критический путь, который необходимо брать как конкретный промежуток времени для контроля (метод Перси).
В отличии от административных экономические методы являются методами косвенного воздействия на управляющую и управляемую подсистемы. Задача этих методов состоит в том, чтобы создать такие предпосылки, которые заставили бы фирмы и предприятия, их подразделения выбрать такое направление своей деятельности, которое было бы выгодно как государству, так и фирме в целом или создать предпосылки для исполнителей выполнять порученную работу с бoльшим эффектом. Экономические методы можно подразделить по виду их воздействия на две группы:
Методы государственного воздействия делятся на:
а) методы прямого воздействия. По сути это неэкономические меры, которые подразумевают прямое вмешательство государства в функционирование рыночного механизма. Это проявляется через процесс государственного регулирования ценообразования, через политику доходов в виде замораживания роста цен и зарплаты, ограничение на изменение показателей в кредитно-денежной системе, использование квот и других методы воздействия.
б) косвенные воздействия государства. Это экономические методы управления рынком. Сюда относятся все мероприятия финансовой и кредитно-денежной политики государства, такие как: налоги, субсидии, стимулирование экспорта и импорта, воздействие на валютный рынок и другие методы.
Внутрифирменные экономические методы подразделяются на:
а) коммерческий расчет. Один из важнейших методов хозяйствования, направленный на соизмерение затрат и результатов, обеспечения прибыльности производства, для обеспечения рентабельности, распределение финансовых вложений и размещение производства, для обеспечения финансирования и кредитования, для развития технологий, для обеспечения политики, приобретения предприятий, изменения структуры капитальных вложений.
б) внутрифирменный расчет. Выступает как новый метод хозяйствования и регулирует экономические отношения между отдельными подразделениями как самостоятельными единицами производственной деятельности. Хозяйственные отношения между подразделениями строятся на основе условно-расчетных (трансфертных) отношений.
в) цены и механизм ценообразования. В этом механизме отражаются все стороны экономического действия субъектов рыночных отношений. Этот вид воздействия включает в себя определение уровня цены, расчета с потребителями продукции и имеют в основном два вида:
- цены публикуемые (представляются в виде прейскурантной цены, справочной цены, цены фактической сделки, а также в виде сведений, о которых сообщается в печати);
- расчетные цены (цены поставщика, которые устанавливаются на сложную технически и технологически продукцию, которых нет в прейскурантах).
г) финансовая политика и ее составляющие. Финансовые инструменты: распределение и перераспределение прибыли, финансирование и кредитование различных видов деятельности, обоснование финансовых операций.