Тема 12. Методы управления.

Управление как целенаправленное воздействие на работников, а через них на материально-вещественные элементы производства, сформировали целый ряд приемов и процедур, направленных на достижение поставленных целей. По своему виду и форме воздействия носят разнообразный характер, дополняют друг друга и в совокупности представляют собой определенную систему воздействий или на управляемую систему или на управляющую систему. Совокупность таких воздействий получило название методов управления, а по характеру воздействия они делятся на:

  1. административные методы воздействия,
  2. экономические методы,
  3. социально-психологические (когда речь идет об управлении людьми).

Условное выделение воздействий в группы получило название соответственно 1., 2., 3..

Методы управления

* представляет собой организацию и утверждение норм и положений организации, деятельности предприятия и их первичных подразделений

** разработка регламента (распорядок деятельности фирмы и её подразделений),

*** разработка рекомендаций, в том числе методических, по подготовке различных экономических, финансовых и других документов.

Сущность и содержание каждого из них.

Административные или организационно-распределительные. Это методы прямого воздействия на управляющую или управляемую систему. Они однозначно определяют характер действия нижестоящей подсистемы и строгую отчетность перед вышестоящей. Современное состояние и дальнейшее развитие производственно-хозяйственных систем (ПХС) предполагает, что эти методы не только утратят свое значение в системе производства, но будут приобретать своё дальнейшее развитие, но произойдет определенное смещение их по уровням иерархии, т.е. они будут приобретать всё большее значение на уровне фирмы и наоборот, терять значение на высшем государственном уровне.

Оперативно-распорядительное воздействие выступает в виде прямых указаний, планов направленных на выполнение конкретных поручений исполнителями, системы контроля.

Назначение оперативного управления - своевременно выявлять возмущающие факторы, которые выводят систему из равновесия и при помощи ввода дополнительных ресурсов приводить её в первоначальное состояние. Кроме того возникает необходимость с помощью оперативных мер реализовывать новые программы, проекты и решать различные разовые мероприятия.

В общем виде оперативное управление обеспечивает функционирование фирмы в соответствии с утвержденными планами. Оно заключается в периодическом или непрерывном сравнении фактических результатов с плановыми. Оперативное управление тесно связано с оперативным планированием. При этом термин "планирование" иногда по-разному понимается отдельными теоретиками и практиками управления. Поэтому целесообразно пользоваться следующим понятийным аппаратом:

  1. планомерность нужно понимать как основу управления,
  2. плановость следует понимать как принцип управления,
  3. планирование следует понимать как функцию управления,
  4. плановое задание - это метод управления,
  5. разработка и реализация планов - основное содержание процесса управления.

Планирование включает в себя:

  1. Определение конечных и промежуточных цен.
  2. Определение задач, решение которых необходимо для достижения целей.
  3. Определение средств и способов их решения.
  4. Определение требуемых ресурсов и источников их получения.

В зависимости от направленности и характера решаемых задач различают три вида планирования:

  1. стратегическое (перспективное),
  2. среднесрочное,
  3. тактическое (текущее, бюджетное).

Для целей оперативного управления в большей степени используется текущее планирование. Оно осуществляется путем детальной разработки оперативных планов. Основными звеньями текущего планирования являются календарные планы (месячные, квартальные, полугодовые). Реализация планов должна всегда увязываться с финансовым планом или бюджетом фирмы.

Кроме текущих планов в оперативном управлении возникает необходимость разрабатывать планы по реализации отдельных проектов или мероприятий. Для разработки планов используют различные методические приемы и методики, которые принято называть инструментарием планирование. Некоторые авторы называют их средствами планирования. Таким общепринятыми методиками планирования являются следующие:

I. Метод планирования ключевых событий.
II. Метод поэтапного планирования.
III. Метод построения полосовых диаграмм.
IV. Метод построения дерева целей.
V. Метод сетевого планирования.

Кроме названных общеизвестных методов в практике появляется необходимость разрабатывать частные методики. Сущность каждого из методов (I-V) в последовательности от простого к сложному следующие.

I. Метод планирования ключевых событий.

В данном методе используется табличная форма плана, в которой указывается в вертикальных столбцах календарные даты наступления ключевого события, наименование собственно ключевого события, а также колонка других событий сопутствующих, соответствующих ключевому событию. Под термином "событие" понимается любое действие или состояние системы и ее элементов.

II. Метод поэтапного планирования.

Отличается от I. тем, что в I-ом ключевые события не фиксировались четко по времени, во втором случае устанавливается строго определенное время достижения ключевого события, а весь процесс разбивается на технологические или логические этапы.

III. Метод построения полосовых диаграмм.

Этот метод позволяет визуально отобразить связь между видами деятельности, их очередностью и выполнением каждого мероприятия во времени. В некотором роде это представляет из себя уже некую систематизацию.

 

Календарные сроки их выполнения

  1 2 3 4 5 6 .. ... ... ... ... n
Подготовка задания на проектирование                        
Получение технической условий                        
Проектирование рабочих чертежей                        
и т.д.                        

IV. Метод построения дерева целей.

Сущность метода заключается в том, что вначале обосновывается основная цель, дается ей чёткая, логическая формулировка или формулируется миссия, а затем цель развертывается на более мелкие цели, которые становятся в свою очередь самостоятельными целями. Основная цель представляет собой желаемый результат. В основе этого метода лежит принцип развертываемости, соподчиненности и принцип соотносительной важности.

V. Метод сетевого планирования.

Метод имеет строгое научное обоснование и базируется на теории множеств и теории графов. Теоретической сущностью этого метода является разбиение графов на слои. Под графом здесь понимается отрезок, которому дается порядковый номер в соответствии с наименованием мероприятия, которое он отображает.

Метод графов

Практическая значимость метода в том, что он имеет математический аппарат, который упорядочивает графы (цели).

Этот метод позволяет обосновать критический путь, который необходимо брать как конкретный промежуток времени для контроля (метод Перси).

Экономические методы управления.

В отличии от административных экономические методы являются методами косвенного воздействия на управляющую и управляемую подсистемы. Задача этих методов состоит в том, чтобы создать такие предпосылки, которые заставили бы фирмы и предприятия, их подразделения выбрать такое направление своей деятельности, которое было бы выгодно как государству, так и фирме в целом или создать предпосылки для исполнителей выполнять порученную работу с бoльшим эффектом. Экономические методы можно подразделить по виду их воздействия на две группы:

  1. Экономическое воздействие государства на производственные и коммерческие структуры.
  2. Экономические методы, стимулирующие деятельность внутри фирмы, предприятия.

Методы государственного воздействия делятся на:

а) методы прямого воздействия. По сути это неэкономические меры, которые подразумевают прямое вмешательство государства в функционирование рыночного механизма. Это проявляется через процесс государственного регулирования ценообразования, через политику доходов в виде замораживания роста цен и зарплаты, ограничение на изменение показателей в кредитно-денежной системе, использование квот и других методы воздействия.

б) косвенные воздействия государства. Это экономические методы управления рынком. Сюда относятся все мероприятия финансовой и кредитно-денежной политики государства, такие как: налоги, субсидии, стимулирование экспорта и импорта, воздействие на валютный рынок и другие методы.

Внутрифирменные экономические методы подразделяются на:

а) коммерческий расчет. Один из важнейших методов хозяйствования, направленный на соизмерение затрат и результатов, обеспечения прибыльности производства, для обеспечения рентабельности, распределение финансовых вложений и размещение производства, для обеспечения финансирования и кредитования, для развития технологий, для обеспечения политики, приобретения предприятий, изменения структуры капитальных вложений.

б) внутрифирменный расчет. Выступает как новый метод хозяйствования и регулирует экономические отношения между отдельными подразделениями как самостоятельными единицами производственной деятельности. Хозяйственные отношения между подразделениями строятся на основе условно-расчетных (трансфертных) отношений.

в) цены и механизм ценообразования. В этом механизме отражаются все стороны экономического действия субъектов рыночных отношений. Этот вид воздействия включает в себя определение уровня цены, расчета с потребителями продукции и имеют в основном два вида:

г) финансовая политика и ее составляющие. Финансовые инструменты: распределение и перераспределение прибыли, финансирование и кредитование различных видов деятельности, обоснование финансовых операций.

 

Назад Оглавление

Сайт создан в системе uCoz